Amazon (полное название Amazon.com, Inc., произносится «Амазон») — это американская многонациональная технологическая и электронная коммерческая корпорация, являющаяся одной из крупнейших компаний в мире по выручке и наиболее влиятельной в сфере интернет-торговли. Amazon является пионером электронной коммерции и облачных вычислений, кардинально изменив способ покупок людей и цифровую инфраструктуру предприятий.
История создания и ранние годы
Основание (1994 год). Amazon была основана 5 июля 1994 года американским предпринимателем Джеффом Безосом (Jeff Bezos) в Белвью, Вашингтон. Безос заметил статистику, показывающую экспоненциальный рост электронной коммерции на 2300% в год, и решил оставить свою работу на Уолл-Стрит, где получал высокую зарплату, чтобы начать этот новый бизнес.
Изначальное название и переименование. Компания была впервые зарегистрирована под названием Cadabra (намек на заклинание «абракадабра»), но спустя несколько месяцев пришлось переименовать, так как юрист услышал в названии слово «cadaver» (труп). Безос выбрал название Amazon, вдохновившись самой полноводной рекой в мире. Дополнительно, буква «A» поднимает сайт выше в списках ранних интернет-каталогов (Google тогда ещё не существовал).
Первый офис в гараже (1994-1995). Классическая история стартапа — первый офис Amazon располагался в гараже дома Джеффа Безоса в Сиэтле. Первый официальный сайт Amazon.com запустился 16 июля 1995 года и позиционировал себя как «крупнейший книжный магазин Земли».
Первая продажа. 3 апреля 1995 года была продана первая книга на Amazon — учебник по программированию. Интересный факт: первое время у Джеффа Безоса вообще не было запасов книг на складе — он просто получал заявки клиентов и направлял их оффлайн-магазинам, сотрудничавшим с Amazon, а потом принимал товар и отправлял клиентам.
Стремительный рост (1995-1996). Когда Amazon попала на главную страницу популярного поисковика Yahoo!, еженедельные продажи выросли до $20 000. Спустя всего два месяца после запуска сайта Amazon уже имела покупателей во всех 50 штатах США и ещё в 45 странах мира. К декабрю 1996 года компания насчитывала 180 тыс. клиентов.
Расширение и диверсификация
1997-1999: От книг к универсальному магазину. В 1997 году Amazon прошла первичное размещение акций (IPO) на NASDAQ, собрав $54 млн. К концу 1998 года компания добавила в ассортимент музыку (CD), видеопродукцию, игрушки и видеоигры. К 1999 году в Amazon можно было купить лекарства, MP3-записи, программное обеспечение, электронику, одежду, мебель и пищевые продукты.
2000-2005: Облачные услуги. Джефф Безос заметил, что его собственная компания испытывает трудности с масштабированием инфраструктуры и решил превратить эту инфраструктуру в сервис для других компаний. Это привело к созданию Amazon Web Services (AWS) в 2006 году, которая со временем станет кровеносной артерией цифровой экономики.
2010-2020: Доминирование и диверсификация. Amazon расширил свою деятельность на облачные вычисления, видеопотоковое вещание (Amazon Prime Video), цифровые публикации (Kindle), продукты умного дома (Amazon Echo, Alexa), фармацевтику и здравоохранение. В 2017 году Безос вышел на место самого богатого человека мира благодаря росту стоимости Amazon.
Основные подразделения Amazon
1. Amazon Retail (розничная торговля):
Исходное бизнес-подразделение, теперь включающее Amazon.com, Amazon Prime (подписка с доставкой и видео), Amazon Fresh (продукты питания) и Amazon Business (закупки для бизнеса).
2. AWS — Amazon Web Services (облачные вычисления):
Главная движущая сила прибыли Amazon. AWS удерживает лидирующую долю глобального облачного рынка в 30%, опережая Microsoft Azure (20%) и Google Cloud (12%). Выручка AWS в последнем квартале составила $27,5 млрд с ростом на 19%. Ключевые сервисы AWS включают:
- EC2 (вычисления)
- S3 (хранилище)
- RDS (базы данных)
- Lambda (безсерверные функции)
- Amazon Bedrock (генеративный ИИ)
- Amazon SageMaker (машинное обучение)
- Amazon Transform (миграция и модернизация с ИИ)
- Aurora DSQL (распределённая база данных)
3. Amazon Prime Video (видеопотоковое вещание):
Потоковый сервис с миллионами часов контента, конкурирующий с Netflix.
4. Amazon Alexa (голосовой помощник и умные устройства):
Включая Echo, Ring и другие IoT-устройства.
5. Другие подразделения:
- Kindle (цифровые книги)
- Whole Foods Market (сеть магазинов здоровой пищи)
- MGM+ (кинопродукции и сериалы)
Финансовые показатели
По состоянию на конец финансового года 2024:
- Общая выручка: ~$575 млрд
- AWS выручка: ~$107 млрд (19% от общей выручки, но 60%+ от прибыли)
- Операционная прибыль: ~$30 млрд
- Рыночная капитализация: $2+ триллиона
Стратегия и приоритеты на 2025 год
Инвестиции в искусственный интеллект:
AWS инвестирует в развитие agentic AI (ИИ-агентов), включая новые сервисы Amazon Bedrock AgentCore, Amazon Nova customization и AWS AI League для подготовки рабочей силы.
Расширение облачной инфраструктуры:
AWS инвестирует в новые дата-центры с энергоэффективными компонентами и углеродно-нейтральными решениями, включая инвестиции в ядерную энергию.
- ACDC (Accelerate to the Cloud from Data Centers) — миграция корпоративных данных-центров в облако
- T2K (Top 2000) — работа с крупнейшими компаниями из списка Forbes
- Здравоохранение — расширение в медицинскую отрасль
- Генеративный ИИ — масштабирование ИИ-приложений для всех сегментов
- Расширение географии — включая Ближний Восток
Влияние на мировую экономику
- Электронную коммерцию — стала синонимом онлайн-покупок
- Облачные вычисления — создала индустрию через AWS
- Логистику — построила собственную сеть доставки
- Технологический инновационный процесс — постоянное внедрение новых продуктов и услуг
В 2025 году Amazon отмечает 30 лет существования. Компания остаётся главным новатором в технологиях, электронной коммерции, облачных вычислениях и искусственном интеллекте, продолжая трансформировать глобальную экономику.

