Компания Amazon

Amazon (полное название Amazon.com, Inc., произносится «Амазон») — это американская многонациональная технологическая и электронная коммерческая корпорация, являющаяся одной из крупнейших компаний в мире по выручке и наиболее влиятельной в сфере интернет-торговли. Amazon является пионером электронной коммерции и облачных вычислений, кардинально изменив способ покупок людей и цифровую инфраструктуру предприятий.

История создания и ранние годы

Основание (1994 год). Amazon была основана 5 июля 1994 года американским предпринимателем Джеффом Безосом (Jeff Bezos) в Белвью, Вашингтон. Безос заметил статистику, показывающую экспоненциальный рост электронной коммерции на 2300% в год, и решил оставить свою работу на Уолл-Стрит, где получал высокую зарплату, чтобы начать этот новый бизнес.

Изначальное название и переименование. Компания была впервые зарегистрирована под названием Cadabra (намек на заклинание «абракадабра»), но спустя несколько месяцев пришлось переименовать, так как юрист услышал в названии слово «cadaver» (труп). Безос выбрал название Amazon, вдохновившись самой полноводной рекой в мире. Дополнительно, буква «A» поднимает сайт выше в списках ранних интернет-каталогов (Google тогда ещё не существовал).

Первый офис в гараже (1994-1995). Классическая история стартапа — первый офис Amazon располагался в гараже дома Джеффа Безоса в Сиэтле. Первый официальный сайт Amazon.com запустился 16 июля 1995 года и позиционировал себя как «крупнейший книжный магазин Земли».

Первая продажа. 3 апреля 1995 года была продана первая книга на Amazon — учебник по программированию. Интересный факт: первое время у Джеффа Безоса вообще не было запасов книг на складе — он просто получал заявки клиентов и направлял их оффлайн-магазинам, сотрудничавшим с Amazon, а потом принимал товар и отправлял клиентам.

Стремительный рост (1995-1996). Когда Amazon попала на главную страницу популярного поисковика Yahoo!, еженедельные продажи выросли до $20 000. Спустя всего два месяца после запуска сайта Amazon уже имела покупателей во всех 50 штатах США и ещё в 45 странах мира. К декабрю 1996 года компания насчитывала 180 тыс. клиентов.

Расширение и диверсификация

1997-1999: От книг к универсальному магазину. В 1997 году Amazon прошла первичное размещение акций (IPO) на NASDAQ, собрав $54 млн. К концу 1998 года компания добавила в ассортимент музыку (CD), видеопродукцию, игрушки и видеоигры. К 1999 году в Amazon можно было купить лекарства, MP3-записи, программное обеспечение, электронику, одежду, мебель и пищевые продукты.

2000-2005: Облачные услуги. Джефф Безос заметил, что его собственная компания испытывает трудности с масштабированием инфраструктуры и решил превратить эту инфраструктуру в сервис для других компаний. Это привело к созданию Amazon Web Services (AWS) в 2006 году, которая со временем станет кровеносной артерией цифровой экономики.

2010-2020: Доминирование и диверсификация. Amazon расширил свою деятельность на облачные вычисления, видеопотоковое вещание (Amazon Prime Video), цифровые публикации (Kindle), продукты умного дома (Amazon Echo, Alexa), фармацевтику и здравоохранение. В 2017 году Безос вышел на место самого богатого человека мира благодаря росту стоимости Amazon.

Основные подразделения Amazon

1. Amazon Retail (розничная торговля):

Исходное бизнес-подразделение, теперь включающее Amazon.com, Amazon Prime (подписка с доставкой и видео), Amazon Fresh (продукты питания) и Amazon Business (закупки для бизнеса).

2. AWS — Amazon Web Services (облачные вычисления):

Главная движущая сила прибыли Amazon. AWS удерживает лидирующую долю глобального облачного рынка в 30%, опережая Microsoft Azure (20%) и Google Cloud (12%). Выручка AWS в последнем квартале составила $27,5 млрд с ростом на 19%. Ключевые сервисы AWS включают:

  • EC2 (вычисления)
  • S3 (хранилище)
  • RDS (базы данных)
  • Lambda (безсерверные функции)
  • Amazon Bedrock (генеративный ИИ)
  • Amazon SageMaker (машинное обучение)
  • Amazon Transform (миграция и модернизация с ИИ)
  • Aurora DSQL (распределённая база данных)

3. Amazon Prime Video (видеопотоковое вещание):

Потоковый сервис с миллионами часов контента, конкурирующий с Netflix.

4. Amazon Alexa (голосовой помощник и умные устройства):

Включая Echo, Ring и другие IoT-устройства.

5. Другие подразделения:

  • Kindle (цифровые книги)
  • Whole Foods Market (сеть магазинов здоровой пищи)
  • MGM+ (кинопродукции и сериалы)

Финансовые показатели

По состоянию на конец финансового года 2024:

  • Общая выручка: ~$575 млрд
  • AWS выручка: ~$107 млрд (19% от общей выручки, но 60%+ от прибыли)
  • Операционная прибыль: ~$30 млрд
  • Рыночная капитализация: $2+ триллиона

Стратегия и приоритеты на 2025 год

Инвестиции в искусственный интеллект:

AWS инвестирует в развитие agentic AI (ИИ-агентов), включая новые сервисы Amazon Bedrock AgentCore, Amazon Nova customization и AWS AI League для подготовки рабочей силы.

Расширение облачной инфраструктуры:

AWS инвестирует в новые дата-центры с энергоэффективными компонентами и углеродно-нейтральными решениями, включая инвестиции в ядерную энергию.

Целевые рынки на 2025:

  • ACDC (Accelerate to the Cloud from Data Centers) — миграция корпоративных данных-центров в облако
  • T2K (Top 2000) — работа с крупнейшими компаниями из списка Forbes
  • Здравоохранение — расширение в медицинскую отрасль
  • Генеративный ИИ — масштабирование ИИ-приложений для всех сегментов
  • Расширение географии — включая Ближний Восток

Влияние на мировую экономику

Amazon кардинально изменила:

  • Электронную коммерцию — стала синонимом онлайн-покупок
  • Облачные вычисления — создала индустрию через AWS
  • Логистику — построила собственную сеть доставки
  • Технологический инновационный процесс — постоянное внедрение новых продуктов и услуг

В 2025 году Amazon отмечает 30 лет существования. Компания остаётся главным новатором в технологиях, электронной коммерции, облачных вычислениях и искусственном интеллекте, продолжая трансформировать глобальную экономику.

Евгения Спелова
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Системный аналитик